среда, 20 апреля 2016 г.

Существует ли православная педагогика?

В современной школе есть масса систем, технологий, методик, "педагогик", с помощью которых мы пытаемся воспитать, обучить, ОБРАЗовать наших учеников. А есть ли православная педагогика ? Есть ли разница между Учителем Православной культуры и Православным учителем?
Александр Николаевич Радищев говорил: "Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом". Увидеть человека в другом Радищев пытался всю жизнь, боролся за свободу, пытался просвещать, обличать, но так и не обрел Другого. Потому-то, наверное, и оборвал свою жизнь, приняв страшный яд.
Радищев был просветителем, человеком, который утратил духовно-нравственные ориентиры, утратил Бога в своей гордыне человеческого разума и в итоге погубил свою душу.
Перед нами как педагогами стоит важная задача: дать ученикам такие духовно-нравственные ориентиры, которые станут прочным жизненным фундаментом, кораблем спасения в этом мире.
Как же сделать это? Повторю  слова Радищева:  Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
В современном мире превалирует УЕДИНЕННОЕ СОЗНАНИЕ личности, что значит замкнутость на себе, эгоизм, нежелание видеть проблемы других. Вспомним персонажа романа "Герой нашего времени". Печорин - личность с уединенным сознанием. Думающий только о себе, такой человек не имеет выхода из замкнутого круга, у него нет прочных нравственных ориентиров.
Чтобы не допустить этого, нам, педагогам, нужно научить ребенка выходить за рамки своего Я, уметь видеть Другого. То есть, нам необходимо воспитать у ребят умение со-чувтвовать, со-переживать, со-страдать.
А это и есть основа духовно-нравственного воспитания.  Важным здесь становится понятие Диалога. Философ Михаил Бахтин так сформулировал концепцию диалога: Само бытие человека есть глубочайшее общение. Быть значит общаться.    Мы должны научить детей этому общению, жизни не для себя а для другого, жизни как со-бытию!
Выйти за рамки уединенного сознания, увидеть человека в другом можно, если строить духовно-нравственное воспитание на православных традициях. В Православии не может быть уединенного сознания, оно по  сути своей диалогично (высший диалог - человека с Богом), соборно.
Современные исследователи и педагоги,  раскрывая  компоненты личности учителя XXI века:
Гносеологический: осознание целостности человека и биосферы; осмысление места и роли педагогической деятельности в образовании личности.
Аксиологический: осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; признание самоценности каждого периода жизни человека; признание высшей целью образования саморазвитие личности и др.
Творческий: организовать свою жизнь как пространство беспрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность строить учебный процесс как совместную творческую деятельность и др.,
выделяют коммуникативный компонент.
Коммуникативный: способность мыслить и строить учебно-воспитательный процесс в системе диалога; способность понимать другого, находить компромиссы, уметь вести дискуссию и др.
Значит учитель должен владеть такими методами обучения, как БЕСЕДА, ДИСКУССИЯ, ДИСПУТ.
остановимся подробнее на таком методе, как БЕСЕДА. итак, что же он из себя представляет?
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЧЕГО-ЛИБО, ОРГАНИЗОВАННЫЙ, ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ДИАЛОГ НА ЗАРАНЕЕ ВЫБРАННУЮ ТЕМУ.
беседуя с ребенком, мы помогаем ему уточнить представления, полученные о действительности, корректировать некоторые воззрения, в результате знания ребенка становятся яснее и осмысленнее.
Это формальная сторона метода эффективность которого зависит от ряда причин:
-проблемный характер беседы. Учитель стимулирует школьников "нахождению ответов на ?"
 - необходимо выработать у детей правильную точку зрения
 - помочь ребятам самостоятельно прийти к правильному выводу.
можно много говорить о структуре метода беседы, о последовательности их проведения, но мне бы хотелось остановиться на содержательной стороне беседы и методике изложения нравственного материала.
О чем же нужно беседовать с нашими детьми, чтобы развивать диалогичную личность, умение видеть Другого?
Бахтин утверждал, что диалог - форма познания и существования, в котором постигается человек и его бытие: Два голоса - минимум жизни, минимум бытия".  То есть беседа - это не просто педагогическое средство, это онтологическая форма, в которой  возможно существование человека.
Значит и как педагогическое средство формирования нравственных качеств, беседа должна не терять своего бытийного статуса. С детьми надо беседовать на жизненно важные темы: добро и зло, любовь и милосердие, смыл жизни, Истина, Бог.
говорить о столь важных вещах можно лишь имея твердую почву под ногами, четкое понимание основ того, о чем будешь беседовать с детьми.
совсем недавно в 4 классе прошло родительское собрание, тема которого перекликалась с темой сегодняшнего выступления. На чем основывать здание духовно-нравственного воспитания детей? как не утонуть в бушующем море современной действительности?
Мы совсем забыли, что слово образование происходит от слова "ОБРАЗ". и первоначальное значение его - созидание в человеке образа Божьего. Сейчас понятие это утратилось. Но если мы будем беседовать с детьми о нравственности с высот православной мысли, мы сможем оградить их от искушений современного мира. По крайней мере, дать им альтернативу ПОТРЕБЛЕНИЮ  И МАТЕРИАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ. Беседовать с детьми надо о ЛЮБВИ, беседами этими учить делам любви. Их сызмальства следует приучать думать и заботиться о других. Можно приводить примеры из жизни Святых Православной Церкви, из истории нашей многострадальной Родины. приводить им примеры любви, жертвенности и милосердия.
  Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, сообщение учащихся и обсуждение, чтение книг, использование художественны картин. Здесь все полностью отдается на откуп учителя, причем главная роль в ведении беседы остается за ним, так как только он может скорректировать ребят.
Беседа должна строится на  диалоге  внимания, диалоге  слушания, диалоге вопрошания. Школа должна слушать ребёнка,   слушать, что в нем происходит.
 Ведь  слушание  - это вовсе не пассивное действие. Слушание, внимание к Другому  — уже духовная связь, уже  их некоторое сердечное единство, личностные отношения: слушая окружающих, мы и их учим слушать. Не забудем и замечательного выражения из древнерусского сборника "Пчела": "Разве не знаете, что мера слову есть не то, что говорится, а то, что будет услышано" .   Поэтому-то  отчужденному учительскому монологу современная школа   противопоставляет умение учителя жить в диалоге, умение  внимания, вслушивания, участия. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий