В современной школе есть масса систем, технологий, методик, "педагогик", с помощью которых мы пытаемся воспитать, обучить, ОБРАЗовать наших учеников. А есть ли православная педагогика ? Есть ли разница между Учителем Православной культуры и Православным учителем?
Александр Николаевич
Радищев говорил: "Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть
человека в другом". Увидеть человека в другом Радищев пытался всю жизнь,
боролся за свободу, пытался просвещать, обличать, но так и не обрел Другого.
Потому-то, наверное, и оборвал свою жизнь, приняв страшный яд.
Радищев был
просветителем, человеком, который утратил духовно-нравственные ориентиры,
утратил Бога в своей гордыне человеческого разума и в итоге погубил свою душу.
Перед нами как
педагогами стоит важная задача: дать ученикам такие духовно-нравственные
ориентиры, которые станут прочным жизненным фундаментом, кораблем спасения в
этом мире.
Как же сделать это?
Повторю слова Радищева: Только тогда станешь человеком, когда
научишься видеть человека в другом.
В современном мире
превалирует УЕДИНЕННОЕ СОЗНАНИЕ личности, что значит замкнутость на себе,
эгоизм, нежелание видеть проблемы других. Вспомним персонажа романа "Герой
нашего времени". Печорин - личность с уединенным сознанием. Думающий
только о себе, такой человек не имеет выхода из замкнутого круга, у него нет
прочных нравственных ориентиров.
Чтобы не допустить
этого, нам, педагогам, нужно научить ребенка выходить за рамки своего Я, уметь
видеть Другого. То есть, нам необходимо воспитать у ребят умение со-чувтвовать,
со-переживать, со-страдать.
А это и есть основа
духовно-нравственного воспитания. Важным
здесь становится понятие Диалога. Философ Михаил Бахтин так сформулировал
концепцию диалога: Само бытие человека есть глубочайшее общение. Быть значит
общаться. Мы должны научить детей
этому общению, жизни не для себя а для другого, жизни как со-бытию!
Выйти за рамки
уединенного сознания, увидеть человека в другом можно, если строить
духовно-нравственное воспитание на православных традициях. В Православии не
может быть уединенного сознания, оно по
сути своей диалогично (высший диалог - человека с Богом), соборно.
Современные
исследователи и педагоги, раскрывая компоненты личности учителя XXI века:
Гносеологический:
осознание целостности человека и биосферы; осмысление места и роли
педагогической деятельности в образовании личности.
Аксиологический:
осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в единстве с
окружающим миром, природой; признание самоценности каждого периода жизни
человека; признание высшей целью образования саморазвитие личности и др.
Творческий:
организовать свою жизнь как пространство беспрерывного общекультурного и
профессионального самосовершенствования; способность строить учебный процесс
как совместную творческую деятельность и др.,
выделяют
коммуникативный компонент.
Коммуникативный:
способность мыслить и строить учебно-воспитательный процесс в системе диалога;
способность понимать другого, находить компромиссы, уметь вести дискуссию и др.
Значит учитель должен
владеть такими методами обучения, как БЕСЕДА, ДИСКУССИЯ, ДИСПУТ.
остановимся подробнее
на таком методе, как БЕСЕДА. итак, что же он из себя представляет?
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ
ОБСУЖДЕНИЕ ЧЕГО-ЛИБО, ОРГАНИЗОВАННЫЙ, ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ДИАЛОГ НА ЗАРАНЕЕ
ВЫБРАННУЮ ТЕМУ.
беседуя с ребенком, мы
помогаем ему уточнить представления, полученные о действительности,
корректировать некоторые воззрения, в результате знания ребенка становятся
яснее и осмысленнее.
Это формальная сторона
метода эффективность которого зависит от ряда причин:
-проблемный характер
беседы. Учитель стимулирует школьников "нахождению ответов на ?"
- необходимо выработать у детей правильную
точку зрения
- помочь ребятам самостоятельно прийти к
правильному выводу.
можно много говорить о
структуре метода беседы, о последовательности их проведения, но мне бы хотелось
остановиться на содержательной стороне беседы и методике изложения
нравственного материала.
О чем же нужно
беседовать с нашими детьми, чтобы развивать диалогичную личность, умение видеть
Другого?
Бахтин утверждал, что
диалог - форма познания и существования, в котором постигается человек и его
бытие: Два голоса - минимум жизни, минимум бытия". То есть беседа - это не просто педагогическое
средство, это онтологическая форма, в которой
возможно существование человека.
Значит и как
педагогическое средство формирования нравственных качеств, беседа должна не
терять своего бытийного статуса. С детьми надо беседовать на жизненно важные
темы: добро и зло, любовь и милосердие, смыл жизни, Истина, Бог.
говорить о столь важных
вещах можно лишь имея твердую почву под ногами, четкое понимание основ того, о
чем будешь беседовать с детьми.
совсем недавно в 4
классе прошло родительское собрание, тема которого перекликалась с темой
сегодняшнего выступления. На чем основывать здание духовно-нравственного
воспитания детей? как не утонуть в бушующем море современной действительности?
Мы совсем забыли, что
слово образование происходит от слова "ОБРАЗ". и первоначальное
значение его - созидание в человеке образа Божьего. Сейчас понятие это
утратилось. Но если мы будем беседовать с детьми о нравственности с высот
православной мысли, мы сможем оградить их от искушений современного мира. По
крайней мере, дать им альтернативу ПОТРЕБЛЕНИЮ
И МАТЕРИАЛЬНЫМ ЦЕННОСТЯМ. Беседовать с детьми надо о ЛЮБВИ, беседами
этими учить делам любви. Их сызмальства следует приучать думать и заботиться о
других. Можно приводить примеры из жизни Святых Православной Церкви, из истории
нашей многострадальной Родины. приводить им примеры любви, жертвенности и
милосердия.
Методика изложения нравственного материала
может сочетать в себе вопросно-ответную форму, сообщение учащихся и обсуждение,
чтение книг, использование художественны картин. Здесь все полностью отдается
на откуп учителя, причем главная роль в ведении беседы остается за ним, так как
только он может скорректировать ребят.
Беседа должна строится
на диалоге внимания, диалоге слушания, диалоге вопрошания. Школа должна
слушать ребёнка, слушать, что в нем происходит.
Ведь слушание - это вовсе не пассивное действие. Слушание,
внимание к Другому — уже духовная связь,
уже их некоторое сердечное единство,
личностные отношения: слушая окружающих, мы и их учим слушать. Не забудем и замечательного выражения из
древнерусского сборника "Пчела": "Разве не знаете, что мера
слову есть не то, что говорится, а то, что будет услышано" . Поэтому-то
отчужденному учительскому монологу современная
школа противопоставляет умение учителя жить в
диалоге, умение внимания, вслушивания,
участия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий