воскресенье, 13 января 2013 г.

УРА! ИДЕМ НА УРОКИ!

Позади череда веселых праздников, долгих каникул и мы возвращаемся в школу. И первая тема, которая встретит нас на уроках русского языка - "Глагол". А знаете ли вы, что...

  В русском языке существует глагол без корня! Это глагол вынуть. В нём есть приставка вы-, окончание |ть| и суффикс -ну- (выражает однократность дей
ствия), а корня, как видите, нет! Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело слово. Глагол вынуть (вынимать — несовершенный вид) — родственник глаголов отнять (отнимать), занять (занимать), снять (снимать). Все эти родственные глаголы имеют древний корень -я- со значением "брать". Состав этих слов с исторической точки зрения можно изобразить так:
от-н-я-ть,
за-н-я-ть,
с-н-я-ть,
вз-я-ть.
А что такое звук [н] в составе этих слов? Этот звук — часть суффикса. Он появляется после некоторых приставок в тех случаях, когда корень слова начинается с гласного звука. Теперь нам осталось понять, почему я изменяется в у.

Я очень короток, невыразителен, самостоятельно перестал употребляться в словах без приставок. Значение его забылось. Сочетание ня в слове вынять (как было ранее) стало непонятным. Зато во многих глаголах встречался деятельный и активный ну. По аналогии с этими глаголами слово вынять изменилось в вынуть, потеряв при этом корень. Во многих народных говорах, правда, и теперь ещё вместо глагола вынуть говорят вынять: он выняет.

Недостаточные глаголы

Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом победить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я... победю? Побежу? Побежду? Приходится употреблять заменяющую словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победителем. У этого глагола отсутствует форма первого лица единственного числа, поэтому глагол является недостаточным. А недостаточным глагол победить стал по закону благозвучия.
Но есть недостаточные глаголы, ставшие такими из-за смысла. Например, глагол вызревать. Мы можем сказать, что сыры вызревают, арбузы на бахче вызревают, но не можем — мы вызреваем, а значит, все личные формы этого глагола, кроме третьего лица, будут невозможны. И этот глагол недостаточный.
В русском языке есть также глагол, который употребляется всегда только в одной форме — это глагол неймётся. У него нет никакого другого времени, и даже неопределённой формы.
Вот такие интересные глаголы живут в нашем языке.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Анастасия Геннадьевна!Спасибо за интересную и полезную информацию, обязательно поделюсь ею с детьми на уроке. С уважением, Эльвира Ульфатовна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое! буду рада, если эта информация Вам пригодится!С уважением, Анастасия геннадьевна

      Удалить